Что касается звучания и достижения звука: цифровых пианино, которые были бы идентичны с настоящим акустическим пианино или роялем по этим показателям - не существует, что бы там ни говорили другие. Так что наилучшей альтернативой будет вопрос: "насколько возможно при игре на цифровом пианино получить звук и ощущения, сравнимые с настоящим акустическим пианино?". Если бы вы знали, насколько сложно устроен звук настоящего акустического пианино и что происходит в хорошем рояле в плане самого фортепианного звучания (что оно делает и как вы его слышите), с большой долей вероятности сказали, что это невозможно воспроизвести в цифровом звучании. Неудивительно, поскольку существует множество элементов фортепианного звучания, происходящего в "реальном времени", которые постоянно меняются в зависимости от:
- того, насколько быстро или медленно вы играете,
- насколько резко или плавно вы нажимаете на клавиши,
- от типа древесины, из которой сделано пианино,
- от того, насколько велика клавиатура настоящего пианино,
- от типа молоточков и войлока, который составляет часть клавишного механизма,
- от вибраций и обертонов 230 струн (подающих и принимающих) в настоящем рояле и их взаимодействия друг с другом,
- в числе прочего — от случайных вибраций, резонансных шумов, перемен частоты, тональной динамики,
- толщины струн, витков и материала, из которого сделаны струны, строения пианино,
- железной рамы пианино,
- демпферов и их влияния на звук,
- времени затухания колебаний и сустейна струн при нажатии правой педали,
- объема и продолжительности тона и смены скорости.
Рояль Kawai Shigeru изнутри
Даже стиль исполняемой вами музыки, например, аккорды, стаккато и легато нот, вибрации струн на корпусе пианино вносят свой вклад в общее звучание.
Натуральное звучание рояля прежде всего состоит в...красоте, душе, чувствах, живом звуке пианино, не похожем на цифровой, и том чувстве, что когда ты играешь песню, то ее можно исполнить много раз, и каждый раз она будет звучать чуть по-новому, поскольку звук настоящего пианино "живет и дышит" и меняется и не является консервированным, цифровым, мертвым, плоским или безвкусным и невыразительным. Всё это сказано для того, чтобы вы лучше нас понимали, что мы хотим вам рассказать.
До сих пор четыре крупнейших производителя цифровых пианино — Roland, Yamaha, Kawai и Casio — использовали технологию "записи образцов" для получения звуков настоящего пианино и помещения их в цифровой микропроцессорный чип цифрового пианино, чтобы он звучал из динамиков и был как можно более похож на настоящее пианино с использованием этой технологии записи образцов. "Образцы" или записанные звуки, делаются для каждой ноты пианино (а не каждой струны) на акустическом рояле определенной марки и модели на разной скорости нажатия клавиш, и эти записи, сделанные с помощью микрофонов, расположенных внутри и на поверхности акустического пианино, представляют собой сравнительно небольшие образцы звука из-за ограничений памяти цифрового устройства. Это верно для всех цифровых пианино от крупнейших производителей. Yamaha использует акустические рояли Yamaha, Kawai использует акустические рояли Kawai, и т. д. Затем образец с помощью электроники "зацикливается" в постоянный виртуальный круг/цикл, чтобы казалось, что звук постоянно звучит при линейном проигрывании в реальном времени. Но при игре на настоящем пианино звук пианино начинается при первом прикосновении к клавише и заканчивается, когда вы отпускаете клавишу и педаль. Звук акустического пианино представляет собой один прямой постоянный меняющийся в реальном времени звук. Технология записи образцов берет кусок оригинального звука пианино и зацикливает его в виртуальный круг, чтобы он играл постоянно, так что это не линейный и не меняющийся в реальном времени звук. Представьте себе обруч, который постоянно кружится. Обруч представляет собой круг, скрепленный в точке начала и конца; запись образцов выглядит очень похожим образом.
Вот так звучит фортепианный звук на цифровом пианино. В зависимости от того, где и как этот цикл скреплен электронным образом, вы можете услышать или не услышать заметную или небольшую аномалию (в зависимости от цикла), или же странный тон, когда цикл начинается заново. Другими словами, пока вы нажимаете клавишу, звук закончится, а потом быстро начнется снова, и из-за этого процесса вы можете услышать (или не услышать) неестественное звучание. Это зависит от вашего слуха и от того, насколько он чувствителен к звучанию настоящего пианино.
Акутический аппарат рояля Kawai Shigeru
Если честно, большинству людей, занимающихся сейчас игрой на пианино, независимо от уровня игры, технология записи образцов подарила очень приличный звук цифровых пианино. Эта технология со временем улучшилась и стала более утонченной, и в конечном результате создала некоторые впечатляющие цифровые пианино, выпущенные недавно другими брендами. Одновременно с улучшением технологии записи образцов увеличилась и полифония в цифровых пианино с этой технологией, доходя до 256 нот. Это означает, что при игре на цифровом пианино и исполнении сложных музыкальных пассажей с использованием фортепианного стереозвука, у вас не кончатся ноты, когда вы будете играть сложную музыку с использованием множества клавиш и правой педали, одновременно исполняя глиссандо, арпеджио и комплексные аккорды, хотя это делается не всегда.
Итак, в том, что касается фортепианного звучания, фортепианная индустрия далеко продвинулась в возможности его воспроизведения с помощью записи образцов, так что большинство людей может удовлетвориться этими результатами (конечно же, в зависимости от вашего бюджета и марки пианино)... Например, предыдущие модели пианино Roland, в том числе HP506, HP508 и LX15e являют собой хороший пример высокого качества технологии записи образцов.
В следующей статье вам потребуется вся вышеописанная теория, так как мы подробно расскажем о SuperNATURAL Modeling – новом шаге в развитии цифровых пианино, где звук воссоздаётся не за счёт воспроизведения записи, а физического моделирования. Что такое SuperNATURAL Modeling, почему на этой функции ставится самый значимый акцент и на сколько близко цифровое пианино подбирается по своему звучанию к акустическим клавишным – можно прочитать здесь.